Новости

Регистрация

0

новых

0

обновить

Право на образование

[29.01.2013 / 17:58]

     Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, права людей с ограниченными возможностями здоровья должны определяться как равные с правами всех других людей, не имеющих инвалидности.

     Конвенция призывает инициировать изменения в культуре общества, направленные на равенство, инклюзию и недискриминацию детей с ограниченными возможностями.

     Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

     Это положение детализируется статьей 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. В соответствии с данной статьей общее образование инвалидов осуществляется как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях. Получение инвалидами основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При этом для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

     Основным механизмом реализации права инвалидов на образование, является инклюзивное образование, т.е. совместное (насколько это возможно) обучение всех людей, независимо от существующих у них отличий.  Способ и форма инклюзивного образования определяются индивидуальными образовательными потребностями ребенка, поскольку образование некоторых детей с инвалидностью требует такой поддержки, которую обычная школьная система предоставить в настоящих условиях не готова.

     В настоящее время законодательство Российской Федерации уже содержит некоторые правовые условия для совместного обучения людей с инвалидностью с людьми без ограничения возможностей.

     В Иркутской области действует Закон Иркутской области от 17.12.2008 года № 126-оз «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в Иркутской области», согласно которому в целях обеспечения права детей-инвалидов на воспитание и обучение предусмотрено создание специальных условий, в том числе  для воспитания и обучения на дому.

     Законодательное и программное обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Иркутской области реализуется так же в рамках:

- постановления Правительства Иркутской области от 06.10.2009

№ 267/46-пп «Об утверждении Положения о порядке организации воспитания и обучения на дому детей-инвалидов, а также о размерах компенсации затрат законных представителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому»;

- приказа министерства образования Иркутской области от 02.04.2012 № 09-мпр «Об утверждении Положения о порядке работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Иркутской области»;

- примерного положения о специальном (коррекционном) классе, группе и группе продленного дня для детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью, утвержденного Приказом Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области от 07.10.2003 № 1324;

- долгосрочной целевой программы Иркутской области «Доступная среда для инвалидов» на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 12.10.2010 № 248-пп «О долгосрочной целевой программе Иркутской области «Доступная среда для инвалидов» на 2011-2015 годы;

- ведомственной целевой программы развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области на 2012 год, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области от 27.01.2012 № 01-мпр «О ведомственной целевой программе развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области на 2012 год».

 

     Учитывая, что действующее законодательство позволяет начать процесс по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, соответствующее направление должно стать приоритетным направлением развития системы образования детей-инвалидов в Иркутской области. Для реализации данного направления из федерального бюджета в 2012 году на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, Иркутской области предоставляются субсидии в размере 9648,5 тыс. руб.

     Для развития в Иркутской области процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с обычно развивающимися сверстниками в 2011 году 934 педагогических работников Иркутской области прошли специальную подготовку по инклюзивному обучению «Курсы повышения квалификации по проблеме: «Интегрированное (инклюзивное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

     По данным министерства образования Иркутской области в 2012-2013 учебном году контингент обучающихся в Иркутской области из числа детей с ограниченными возможностями здоровья составил 17 675 детей (6,7 % от общего количества учащихся в регионе), что на 0,3% больше в сравнении с прошлым учебным годом. Данные о количестве детей-инвалидов среди этого контингента отсутствуют.

     Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья представлена сетью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которая включает восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (школ-интернатов) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

     На 1 сентября 2012 года в Иркутской области функционирует 41 специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

- 34 специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида, из них 16 учреждений, в которых проживают и обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- 2 специальных (коррекционных) общеобразовательных школы-интернат 1 и 2 видов (для обучающихся с нарушениями слуха);

- 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 и 4 видов (для обучающихся с нарушениями речи);

- 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 5 вида (для обучающихся с нарушениями речи);

- 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 6 вида (для детей с последствиями полиомелита и детского церебрального паралича);

- 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7 и 8 вида (для обучающихся с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью);

- 3 специальных (коррекционных) детских дома.

     По данным министерства образования Иркутской области по состоянию на 1 сентября 2012 года в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 4 768 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 1 113 детей-инвалидов. Основной контингент воспитанников данных учреждений обучается по образовательной программе VIII вида. В последние годы министерством образования Иркутской области начата работа по открытию классов по обучению детей с умеренной умственной отсталостью. Положительный опыт обучения таких детей имеется в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе г. Усть-Илимска.

     Муниципальные органы управления образованием предпринимают действия по включению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в основную систему образования.

     По их данным на 1 сентября 2012 года:

- 46 муниципальных общеобразовательных учреждения региона создали условия для обучения детей по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида. В 2012 году сформировано 146 классов-комплектов, в которых обучаются  1606 учащихся, что на 2,2% больше по сравнению с 2010-2011 учебным годом, интегрировано в учебный процесс по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида 1854 обучающихся воспитанников, в 2010-2011 году данный показатель был ниже на 3,4 %.

- 151 муниципальное общеобразовательное учреждение сформировало 312 классов - комплектов, где проходят обучение 2 636 детей по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, а также 2 652 обучающихся интегрировано в образовательный процесс.

     Однако данного количества классов недостаточно, чтобы обеспечить право всех детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение и образование.

     В ходе поездок Уполномоченного по правам ребенка по области, на встречах с руководителями муниципальных образовательных учреждений не раз поднимался вопрос о необходимости открытия в общеобразовательных школах дополнительных классов для обучения детей, с ограниченными возможностями. С целью обеспечения прав и социальной поддержки обучающихся, воспитанников, органы, осуществляющие управление в сфере образования, в том числе муниципальные, создают  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальные (коррекционные) классы, группы, обеспечивающих их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Основная причина, по которой эта работа на местном уровне развита крайне слабо, со слов руководителей образовательных учреждений, является отсутствие стимулирующего финансирования этой деятельности.

     В соответствии с Законом Иркутской области от 11.05.2012 года №46-ОЗ «О расчете региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области», развитие системы коррекционных, компенсирующих классов в общеобразовательных школах экономически не выгодно.

     Финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных учреждений является областным государственным  полномочием. Финансирование осуществляется в расчете на одного обучающегося. Учитывая, что численность обучающихся в обычных классах значительно выше, чем в коррекционных, даже с учетом установленного коэффициента удорожания, учитывающего доплаты и надбавки из тарифного фонда в размере 1,2 в городских населенных пунктах и 1,45 в сельских населенных пунктах, объем финансирования коррекционного обучения значительно ниже, чем общеобразовательного. При этом необходимо учитывать, что обучение детей, с ограниченными возможностями предполагает работу логопеда, дефектолога, психолога и других узких специалистов. Таким образом, образовательные учреждения, работающие по общеобразовательным программам, при осуществлении инклюзивного образования оказываются в менее выгодной ситуации. Создавшееся положение реально препятствует интеграции детей в образовательный процесс, поэтому без существенного стимулирования оплаты труда педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями, развитие системы коррекционного обучения в муниципальных образовательных учреждениях  затруднительно.

     Учитывая, что данный механизм финансирования распространяется на обеспечение дошкольного образования, такое же положение дел сложилось в области с получением специального дошкольного образования. В настоящее время на муниципальном уровне практически отсутствуют специальные дошкольные образовательные учреждения, а имеющихся  специальных групп, групп комбинированного вида в муниципальных дошкольных учреждениях недостаточно.

     Согласно данным, представленным муниципальными образованиями Иркутской области, на текущий момент в регионе функционирует 214 групп санаторного типа, которые посещает 2 672 ребенка дошкольного возраста. Группы открыты в 12 муниципальных образованиях (г. Иркутск, г. Усолье - Сибирское, г. Зима, г. Саянск, г. Усть-Илимск, г. Братск, г. Тулун, г. Черемхово, г. Свирск, Ангарский район, Шелеховский район, Тайшетский район) для детей:

- с туберкулезной интоксикацией;

- с диагнозом: затухающая форма туберкулезной интоксикации;

- с тяжелыми нарушениями речи, слабослышащих;

- слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени.

   

     Необходимо констатировать, что ввиду дефицита мест в детских дошкольных учреждениях в муниципальных образованиях области происходит массовое сокращение специализированных групп для детей с ограниченными возможностями.  В области нет ни одного дошкольного учреждения, где организованы дошкольные группы (группы по присмотру) для детей, страдающих умеренной или тяжелой умственной отсталостью.

     Ярким примером отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья служит пример гражданки М.

     В декабре 2012 года в адрес Уполномоченного обратилась жительница Черемховского района  Иркутской области, в семье которой сложилась трудная жизненная ситуация, связанная  с заболеванием несовершеннолетнего сына, 2008 года рождения. У ребенка установлен диагноз: тяжелая умственная отсталость и в силу специфики заболевания он не может находиться вместе с детьми в группе дошкольного учреждения.

     Согласно  результатам психолого–медико-педагогической комиссии, а также рекомендации медико-социальной экспертизы ребенку рекомендовано воспитание и обучение навыкам самообслуживания в условиях стационарного отделения учреждения социального обслуживания населения. Итак, диагноз установлен, возникает вопрос: «А что делать дальше?»

     В результате установленного диагноза администрацией Черемховского муниципального образования несовершеннолетнему отказано в дальнейшем посещении детского сада, выданы подгузники, выплачена денежная компенсация на приобретение и доставку твердого топлива, а также ребенок включен в «банк данных детей-инвалидов». А далее, согласно ответу территориального управления социального развития, опеки и попечительства  -  «специалисты будут осуществлять контроль за соблюдением выполнения рекомендаций и условиями содержания ребенка в семье». Администрация муниципального образования рекомендовало маме собрать пакет документов для помещения ребенка в дом-интернат. Мама категорически отказалась, так как намерена воспитывать ребенка в семье, и ждет помощи по предоставлению реабилитационных услуг.

     Учитывая, что заявительнице необходимо выйти на работу, чтобы содержать семью (в семье еще двое детей),  и она нуждается в помощи, связанной с пребыванием мальчика в дошкольном учреждении чиновниками был предложен, по всей видимости, единственный  вариант  разрешения подобной ситуации – отдать ребенка  в детский дом для умственно-отсталых детей, на полное государственное обеспечение.

     Осуществляя меры по профилактике социального сиротства на территории  Черемховского района, уполномоченными лицами  предложено решение проблемы не в организации работы по оказанию поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, соблюдении  семейно-ориентированного  подхода, а пополнении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Иркутской области.

     Между тем, в систему раннего вмешательства должна быть встроена социальная модель оказания помощи данной категории граждан, которая может обеспечить поддержку ребенку и семье по месту жительства, а не в удаленном специализированном учреждении. Она должна осуществляться как в лечебно-профилактических детских учреждениях, так и на базе учреждений социальной защиты. Только при такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия роста и развития, а не отдавать его в дом-интернат.

     Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться, исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании», направление детей-инвалидов в специальные (коррекционные) школы возможно только с согласия их родителей (законных представителей).

   

     У каждого ребенка есть право на образование, а не у системы образования есть право на обучение тех или иных детей. Учитывая имеющуюся потребность в получении образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами в условиях образовательных учреждений, данное направление должно стать приоритетным в деятельности органов образования при соответствующей государственной поддержке.

     Для развития системы образования детей с ограниченными возможностями и организации их обучения и воспитания совместно со здоровыми детьми в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными необходимо разработать комплекс мер по стимулированию труда педагогов, в том числе необходимо разработать новую методику расчетов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, стимулирующую создание специальных (коррекционных) классов, групп.  При этом особое внимание необходимо уделить созданию классов для обучения детей, имеющих умеренную и глубокую умственную отсталость.

     Одним из препятствий в обеспечении права детей с инвалидностью на образование является отсутствие достоверной информации о количестве детей с инвалидностью. Как отмечалось выше, до настоящего времени не создана единая система учета детей с инвалидностью. Нет точных данных о количестве детей-инвалидов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проживающих в семьях, которые нуждаются в обучении.

   

     С учетом вышеизложенного, представляется важным  разработать и утвердить единую систему учета детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в Иркутской области, нуждающихся в обучении. Без мониторинга потребности говорить о развитии системы образования для детей с ограниченными возможностями не имеет смысла.  Информация, вносимая в систему, должна содержать данные о ребенке, поставленный ему диагноз, четкую характеристику его образовательных потребностей.

     Также сложная ситуация существует  в настоящее время в Иркутской области, по вопросам получения права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется организация образовательного процесса по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения  VIII  вида.

     В частности, в нарушение п. 10 постановления Правительства Российской Федерации  от 19 марта 2001 года  N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» в 2011-2012 году в общеобразовательных учреждениях 11 муниципальных образований Иркутской области не организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по указанным программам.

     Несмотря на то, что в г.г. Иркутске, Братске, Тулуне, Усть-Илимске функционируют областные государственные образовательные специальные (коррекционные) учреждения, потребность детского населения в организации получения права на образование по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения  VIII  вида не удовлетворена.

     В областных образовательных учреждениях контингент обучающихся значительно превышает допустимую норму, что является нарушением требований санитарных норм и правил, установленных действующим  законодательством  РФ.  Так,  например,  в  ОГСКОКУ  № 1 г. Иркутска норма численности обучающихся превышена на 15 человек, в ОГСКОКУ №10 г. Иркутска – на 20 чел,,  в ОГСКОКУ №5 – на 10 чел.,   в ОГСКОКУ №6 – на 21 чел.,  в ОГСКОКУ №7 – на 21 чел., в ОГСКОКУ №14 – на 17 чел.

     По данным главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области (далее – МСЭК) только в 2011 году ими разработано 8 945 индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР) ребенка-инвалида, из них 2 262 детям показано обучение по программе специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, 385 ребенку рекомендовано обучение на дому по специальной программе.

     Определяющая роль в решении вопросов своевременного выявления и последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии отводится психолого-медико-педагогическим комиссиям (далее – ПМПК), деятельность которых регламентируется Приказом Минобрнауки России от 24.03.2009 года № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

     ПМПК создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

     В соответствии с действующим законодательством, ПМПК должны быть созданы  из расчета: 1 комиссия на 10 тыс. детей, проживающих на обслуживаемой комиссией территории.

     Организация деятельности ПМПК направлена на создание целостной муниципальной системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников), обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с отклонениями в развитии или имеющими трудности в обучении, в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, возможностями здоровья.

     Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы данной категории детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

     К основным функциям ПМПК относятся следующие направления:

- проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

- участие в организации информационно-просветительской работы с населением.

 

     В соответствии с утвержденным положением комиссия может быть центральной или территориальной, которые создаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для осуществления деятельности в пределах территории одного муниципального образования территориальная комиссия может быть создана органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

     В 2011-2012 учебном году на территории Иркутской области функционируют всего три постоянно действующих ПМПК, из них две территориальные муниципальные ПМПК (г. Саянск, г. Иркутск) и Центральная ПМПК на базе областного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения». В 35 муниципальных образованиях области действуют временно созываемые ПМПК (на практике созываются не чаще 1 раза в год).   Основная причина неэффективной организации временно действующих ПМПК в территориях связана с тем, что в составе ПМПК должны работать детские психиатры, дефектологи, число которых в Иркутской области недостаточно.   Помимо этого организация деятельности ПМПК требует соответствующего финансирования из средств местных бюджетов.

     Вывод очевиден, что обеспечить таким количеством ПМПК своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении не представляется возможным.

     Следует отметить, что рекомендации ПМПК являются необходимым условием, определяющим  образовательный маршрут ребенка  при выработке рекомендаций МСЭ.  Согласно законодательству, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности в дошкольные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

     Отсутствие в муниципальных образованиях постоянно действующих ПМПК вынуждает граждан, имеющих детей с ограниченными возможностями везти детей на обследование в г. Иркутск и не позволяет впоследствии обеспечить полноценное сопровождение ребенка в образовательном пространстве по месту жительства. Между тем, согласно Положению, в полномочия Центральной ПМПК входит разрешение конфликтных ситуаций при выборе образовательного маршрута для ребенка и координация деятельности муниципальных ПМПК.

     Так, в адрес Уполномоченного обратилась многодетная мать К. из Братского района. В своем обращении заявительница сообщила, что в семье воспитывается двое сыновей 10 и 9 лет, которые имеют проблемы со здоровьем, дети с рождения не говорят. В связи с отсутствием узких специалистов в населенном пункте, на протяжении длительного времени мать не может установить диагноз детям, дети не учатся в школе, не получают необходимую медицинскую помощь.

     Уполномоченный взял ситуацию под личный контроль, дети прошли обследование в Центральной ПМПК, младшему сыну был определен образовательный маршрут, ребенок в настоящее время обучается в специальном (коррекционном) образовательном учреждении г. Братска, в отношении старшего ребенка рекомендовано медицинское обследование и повторное обследование на ПМПК.

     На основании  изложенного, с учетом того, что организация деятельности ПМПК представляет собой  межведомственный орган с участием специалистов различного профиля (здравоохранения и образования), требует создания региональной двухуровневой системы (государственной и муниципальной), представляется крайне актуальным разработка и утверждение нормативного правового акта области, регулирующего данный вопрос.

     Реформирование существующей системы образования, внедрение инклюзивного образования, обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, диктует необходимость создания условий обучения в зависимости от возможностей и потребностей ребенка. Меняется подход к определению способности ребенка-инвалида к обучению. Внесенные изменения в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 года № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» позволили детям-инвалидам с 3 степенью ограничения способности к обучению получить рекомендации по социально-бытовой реабилитации, которая ранее расценивалась как отсутствие способности к обучению. В настоящее время таким детям предлагается возможность обучения элементарным навыкам и умениям: профессиональным, социальным, культурным, трудовым.

     Стоит отметить, что в Иркутской области принимаются меры по совершенствованию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития (детей с умеренной умственной отсталостью, сложными дефектами). В основном эта работа начата в домах-интернатах для умственно отсталых детей, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в учреждениях, в которых преимущественно проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Данные учреждения оборудованы трудовыми мастерскими, комнатами социально-бытовой ориентации для обучения воспитанников элементарным бытовым и социальным навыкам (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды и т.д.), имеются комнаты Монтессори, сенсорные комнаты, спортивные, компьютерные, музыкальные  классы, физиокабинеты и кабинеты ЛФК.

     Согласно рекомендациям, указанным в заключениях протоколов ПМПК 685 воспитанников четырех детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, нуждаются в образовательных услугах. Для организации образовательного процесса в  домах-интернатах для умственной отсталых детей в 2012 году открыто 7 учебных классов, оснащенных оборудованием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. С 1 сентября 2012 года для данной категории детей обучение организовано педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений министерства образования Иркутской области. Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, самостоятельно организовал образовательный процесс для своих воспитанников по следующим программам:

- программа обучения глубоко умственно отсталых детей под ред. И.М. Косоножкина (сроком освоения 8 лет);

- программа «коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»;

- программа специальной коррекционной образовательной школы  VIII вида «Столярное дело»;

- программа «трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида».

     Кроме этого, в учреждениях внедряются в работу авторские педагогические программы, получившие рецензию специалистов Института повышения квалификации работников образования, кафедры специальной педагогики и психологии Иркутского государственного педагогического университета по различным коррекционно-развивающим направлениям.

     В целях организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, начата работа по их переосвидетельствованию на ПМПК. Необходимость этой работы подтверждается результатами переосвидетельствования. Так, по результатам обследования на ПМПК из 53 детей-инвалидов (2002-2005г.р.) 42 воспитанникам (79% от числа переосвидетельствованных) показано обучение по образовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью. В настоящее время с целью определения способностей и формы обучения 663 воспитанникам необходимо пройти переосвидетельствование на ПМПК.

   

     Между тем, учитывая имеющийся реабилитационный ресурс в учреждениях  социального обслуживания, недостаточное число  областных  коррекционных учреждений,  представляется целесообразным лицензирование детских домов–интернатов в части организации процесса обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также открытие на базе указанных учреждений отделений дневного пребывания для родительских детей указанной категории.

     Наряду с достаточно активной работой по организации образовательного процесса для детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в  учреждениях, где более 90% - это дети, оставшиеся без попечения родителей, в Иркутской области отмечается большой пробел в организации обучения детей, имеющих задержку или нарушение психического развития проживающих в семьях, совместно с родителями.

     Возможность для социальной реабилитации этих детей на территории области практически отсутствует. Имеющиеся число учреждений, бесплатно предоставляющих образовательные, реабилитационные, психологические услуги для детей-инвалидов с расстройствами психического развития, воспитывающихся в условиях семьи, недостаточно. При заполнении специалистами МСЭК ИПР такого ребенка-инвалида отсутствует возможность внести рекомендацию по получению дошкольного (школьного) обучения (образования). В итоге наиболее благополучные в социальном плане дети,  практически лишены возможности обучения, социальной и медицинской реабилитации по месту жительства.

     К Уполномоченному по правам ребенка обратился председатель общественной организации инвалидов «Доверие» г. Нижнеудинска, сообщив о том, что на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района нет учреждений дошкольного и школьного образования, где бы могли обучаться дети с умеренной умственной отсталостью. На территории открыто только два класса (16 человек), где обучаются дети по программе VIII вида.  Классов компенсирующего вида и классов для детей с умеренной умственной отсталостью нет. Родители самостоятельно, исходя из своих возможностей, организуют обучение детей. Муниципальные органы власти не располагают сведениями о количестве таких детей-инвалидов, нуждающихся в обучении.

     Подобная ситуация с обучением детей-инвалидов сложилась практически во всех муниципальных образованиях области.

   

     С целью сохранения семьи, недопущения отказов родителей от детей с тяжелыми врожденными заболеваниями необходимо обеспечить наличие учреждений, оказывающих образовательные программы, программы реабилитации и коррекции детям с умеренной и глубокой умственной отсталостью, иными тяжелыми заболеваниями, а также осуществлять государственную поддержку социально-ориентированным организациям, осуществляющим деятельность в этой сфере.

     В целях обеспечения прав детей-инвалидов на образование,  в рамках реализации Закона Иркутской области от 17.12.2008 года № 126-оз «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в Иркутской области» постановлением Правительства Иркутской области от 06.10.2009 года № 267/46-пп утверждено Положение о порядке организации воспитания и обучения на дому детей-инвалидов, а также о размерах компенсации затрат законных представителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому. В 2012 году компенсацию получили 234 родителей, имеющих детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.

     В соответствии с данным Положением законным представителям, осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, выплачивается компенсация, возмещающая затраты по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому (в том числе и дошкольного возраста). Основанием для полу

 

Донских

Ответ на сообщение - надя олещенко

Надежда, напишите, пожалуйста, Уполномоченному по правам ребенка. rebenok.irk@gmail.com, тел. 34-19-17. может сможем чем-нибудь помочь.  

0 1

14.06.2013 14:56:19

надя олещенко

уменя такой вапрос как обучачь ребенка если ему написали диагноз дибил .уменя еще двое и мне приходится тоже их отправлять в школу развитея потому как всадик ходит только один нет мест.двое здаровы а у старшего д.ц.п.и еще куча диагнозов ему13лет.год отходил в садик а я там работала нянечкой и его таскала с собой по этожам.пачему я немагу палучить кампенсацию на обучение ему по особой праграмме раз госудурство неможет придеставить место гдеб с ним занимались.ато только и слышно лудьшеб здали или умер что за чиновники с какой калымы их наэти места устраивают .садисты могуд только гадасти говарить а реальной помощи нет .памперсы получить неможем с нового года .это как нармально на бумаге увас все хорошо ареально даже слов нет.

0 0

13.06.2013 21:59:48

вверх